четверг, 21 апреля 2011 г.

Сказка в психологии

  Сегодня слово сказкотерапия уже не вызывает недоуменных взглядов и уточняющих вопросов у практических психологов. Часто  Сказкотерапевтов можно встретить в детских садах и психологических центрах, хосписах и больницах. В обычных образовательных школах также немало практических сказкотерапевтов.
  Психотерапевтическая сказка 
– это бережное прикосновение к душе человека, поддержка его на пути, мягкая форма приобщения к духовному знанию. Взгляд сказочника – это взгляд человека, способного понять и принять тайные стороны внутренних процессов, поддержать в добрых духовных поисках. Разделить боль и подарить радость. 
Буквальная расшифровка слова сказкотерапия лечение сказками.
    Немного теории о сказкотерапии, как написать свою сказку, сказки для гиперактивных и тревожных детей, как написать заговор... об этом разговор дальше.
  Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.
    Существует «миф» о том, что этот метод является «детским». Каковы его истоки?
Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно (заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали), то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный банк жизненных ситуаций. То есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира. Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, этот банк, эти знания находятся в пассивном состоянии. Это тоже прекрасно, ибо ресурс успешной социализации в любом случае у ребенка имеется.
    Если же взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории, осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями, то банк знаний о мире переходит в активное состояние. Что это значит? Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно – следственные связи между событиями, размышляет о своем ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ, исследуя собственные способности и возможности, осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души.
   Сказкотерапия  как направление практической психологии привлекательно еще и тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. У нее нет возрастных границ, в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня. Не выявлено ограничений и по шкале нормальное – отклоняющееся развитие, сказкотерапия работает и с  нормально развивающимися и с альтернативно развивающимися людьми. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до жизненных сложнейших кризисов.
   Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: 
  • художественных, 
  • дидактических, 
  • психокоррекционных, 
  • психотерапевтических и
  • медитативных.
    В сказкотерапии очень важно действие, но еще более важно последействие. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующий развитие клиента. развитие не зависящие от психолога. Собственное развитие. 

 Каждый сам может написать свою сказку. Для разных случаев, для себя, для своего любимого, для ребенка.

Р.М.Ткач «Сказкотерапия детских проблем»

В любой сказке, как правило, присутствуют элементы: герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и своей жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение. Терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы помочь ребенку упорядочить его внутренний мир, узнать нечто новое и осуществить желаемые изменения.
Сила терапевтической сказки в том, что ее смысл воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.  Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: он сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, все равно думает, это не про меня, это понарошку. Подсознание же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении, переструктурировании ценностей, взглядов и позиций.

Правила написания терапевтической сказки:

1.     Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Должна соприкасаться с проблемой ребенка, как бы по касательной.
2.     Сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который, ребенок смог бы «увидеть» возможности нового выбора. Если он не в состоянии сделать выбор самостоятельно, психолог предлагает ему свои варианты решения сходных проблем.
3.     Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
 
1
Жили-были
Начало сказки, встреча с ее героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами).
Рекомендуется для детей 3-4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; с 5-ти лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, Солдатов и т.д.  Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
2
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом (дискомфортом, вызовом), совпадающим по характеру с проблемой ребенка
3
Из-за этого…
Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки
4
Кульминация
Герои сказки справляются с трудностями
5
Развязка
Результат действий героев:
«-»  - герой, совершивший плохой поступок, наказан;
«+» - герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной
6
Мораль сей сказки такова…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется

Источником для терапевтических сказок могут быть знакомые сказочные мотивы, притчи, воображение ребенка, случаи из жизни и практики психолога и специально придуманные темы.

Сказки можно рассказывать или читать. Первое предпочтительнее.

Правила рассказывания сказки:
1.     Создание для ребенка «зоны безопасности». Уютная комната, мягкий диван или кресла, возможны подушки или плед. Голос спокойный, «глубокий», выраженные интонации.                                                               В сюжете могут сочетаться реальные и вымышленные события, персонажами могут быть лица, взятые из жизни, герои любимых книг, мультфильмов, придуманные несуществующие животные, говорящие предметы и другие фантастические объекты. Такое соседство помогает ребенку сохранять ощущение, что это понарошку. В «зоне безопасности» ребенок не чувствует себя виноватым,  не испытывает страха или смущения. Он может поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке.
2.     Сказку следует рассказывать непреднамеренно, как бы случайно. В виде отступления от беседы, когда защиты ребенка естественным образом ослабевают. В эти моменты ребенок в полном смысле открыт – и сознательно, и бессознательно – для того, что вы хотите ему сказать.
3.     Для сказки должно быть какое-то разумное основание. «У одной моей знакомой девочки на подоконнике стоял точно такой же цветок…», «У меня есть знакомый сказочник, который придумал продолжение сказки (например, «Кота в сапогах»)…» или «Сегодня утром я видела по телевизору передачу…»  И если сказка рассказана доверительно, непринужденно и для нее имелись разумные основания, ребенок будет слушать внимательно.
4.     Желательно не анализировать и не обсуждать терапевтическую сказку сразу после ее окончания.  Дайте ребенку время для погружения в метафорический мир. Позже, например, на следующей встрече, можно обсудить, нарисовать и продолжить сказку.
5.     Не перегружайте ребенка терапевтическими сказками, чтобы он не утратил к ним чувствительность.


Как помочь боязливому ребенку.
1.     Не стыдите ребенка за проявления страха, а, напротив, проявите заботу. Например, какое-то время перед сном  проведите у его постели, расспрашивая про воображаемые персонажи в таком алгоритме:
·        Кок они выглядят?
·        Чего они хотят?
·        В каком мире они существуют?
·        Для чего они пришли в наш мир?
·        Что ты можешь сделать, чтобы с ним подружиться?
·        Что произойдет, когда вы подружитесь?
·        Какие слова они скажут тебе перед сном?
2.     Примите страх ребенка и расскажите свою историю о том, кого боялись в детстве и как справились с этим страхом.
3.     Интересуйтесь тем, что ребенок читает и что смотрит по телевизору перед сном, обсуждайте прочитанное. При этом ребенка не надо полностью изолировать от страшных сказок. Сказка учит его обращаться со страхом, помогает направить переживание страха вовне, проецируя страх на образ Бабы Яги, Кощея и др.
 

Сказочные сюжеты для преодоления боязни темноты у ребенка.

Д.Соколов считает, что изначальный страх могут победить другие эмоции (любовь, страх, вина, обида), расширение границ (узнавание мира как он есть, его объективация) или плата за обретение смелости, и предлагает оригинальную картотеку психотерапевтических решений.
1.    Схема сказочного сюжета:
Зайчик боялся темноты. Встретил друга котенка. Пошли вместе исследовать ночной лес. Чудовище оказалось веткой, страшный «желтый глаз» - фонарем. Встретившийся филин услал их спать, сказав, что дети по лесу ночью не гуляют.
Принцип решения:
Помощник (такой же, как герой). В самое пекло. Узнавание. Границы.

2.    Схема сказочного сюжета:
Мальчик дружил с Солнцем и боялся Ночи. Ночь ушла. Солнышко без нее устало, стало плакать. Мальчик пошел звать Ночь и ее дочь Темноту. Те вернулись, и все сдружились.
Принцип решения:
Утрированная победа, ее негативные последствия. Для кого-то (покровителя). Диалектика.

3.    Схема сказочного сюжета:
Крот боялся света. Влюбился в бабочку. Стал оставаться по утрам, любоваться ее полетом. Раньше он думал, что он слепой, при дневном свете оказалось: видит!
Принцип решения:
Противоположность. Любовь. Постепенное привыкание. Отвлечение.

4.    Схема сказочного сюжета:
Медвежонок потерялся в лесу, боялся идти домой из-за темноты. Светящаяся блоха попросила его перенести ее на поляну, где у них – блох -  собрание. Там обещала дать заклинание против страха. По дороге кусала, но светила. На поляне медвежонок выучил: «Э-ге-ге, о-го-го, не боюсь я ничего!» и побежал домой.
Принцип решения:
Промежуточная цель (конфетка посредине). Плата. Интернализация ресурсов.

5.    Схема сказочного сюжета:
Аленушка боялась темноты. Осталась дома на ночь с Иванушкой. Везде жгли свет. Иванушка поранился ножом, Аленушка испугалась, побежала через поле за доктором. Только провожая доктора обратно, заметила, что не боится темноты.
Принцип решения:
Вытеснил другой страх. Внезапность. Для кого-то (меньшего).


6.    Схема сказочного сюжета:
Мама оставила мальчика-трусишку одного ночью. Он возмутился, оделся и пошел все рассказать бабушке. Та жила на другом конце города. Прошел через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал по дороге да где-то страх и потерял
. Принцип решения:
Обида, злость. Против кого-то.


Сказки для гиперактивных детей.

Стр 33-47(Р.М.Ткач «Сказкотерапия детских проблем») Сказки для Тимура.  Проблемы: ребенок каждую ночь приходит в постель к родителям, при убыстрении темпа речи – заикание, просыпание по ночам.

Гиперактивных детей называют «юла», «непоседа», «живчик», «непослушный», «несносный», «неуправляемый».
Гиперактивность в среднем обнаруживают трое детей из ста, мальчики в 10 раз чаще, чем девочки. Как правило, гиперактивность проявляется с 3 (иногда раньше) до 7 лет и исчезает с началом полового созревания.
Взрослых раздражает, что он:
·        суетлив, много двигается, вертится на месте;
·        неуклюж, роняет или ломает вещи;
·        легко отвлекается, иногда чрезмерно говорлив, задает множество вопросов. Но редко дожидается ответов;
·        часто импульсивен, агрессивен, конфликтен, плохо контролирует свои побуждения.

Одни родители, чтобы ребенок стал более спокойным, соглашаются с врачами и начинают медикаментозный курс лечения. Другие  -  считают, что лекарства могут нанести вред, отказываются от их применения и используют различные методы воспитания (от задабривания до наказаний), направленные на изменение поведения.
Важно одно: отношение родителей к ребенку во многом определяет, как в дальнейшем будет развиваться ситуация. Дети не роботы, в них не заложена стандартная программа «хорошего поведения». Гиперактивному ребенку гораздо легче преодолеть временные трудности, если он чувствует, что его любят таким, какой он есть.

Особенности поведения гиперактивных детей.

Симптом поведения
Психологическое объяснение симптома
Предпочтительное поведение родителей
Ребенок суетлив, много двигается, вертится на месте, легко отвлекается
Трудности с концентрацией внимания, отсутствие вовлеченности в какой-либо процесс
- не осуждать подвиж -
ность;
- следовать за тем, на чем хотя бы на время сосредо- точен ребенок;
- обращать внимание ре- бенка на то, что он делает, помогая концентрировать внимание;
- внимательно выслуши- вать, создавать ситуацию «услышанного» ответа;
- прявлять терпение;
- демонстрировать модель неагрессивного поведения;
- обращать внимание ре- бенка на тактильные и кинестетические ощущения, чтобы он мог их почувствовать;
- формировать контроль над телом;
- делать массаж;
- обратиться за консульта- цией к психологу;
- применять терапевтичес- кие сказки и истории;
Ребенок чрезмерно говорлив, задает множество вопросов, но редко дожидается ответов, плохо контролирует свои побуждения, импульсивен, агрессивен, конфликтен
Слабо развиты навыки социального общения, трудности в установлении контактов
Ребенок неуклюж, роняет или ломает вещи
Плохая координация или недостаточный мышечный контроль
Ребенок испытывает трудности в учебе (овладение чтением, письмом)
Недостаточно развита способность к восприятию зрительных, слуховых, тактильных образов, слабая координация «глаз- рука», трудности с концентрацией внимания

Как написать заговор.
Заговор – вид народного творчества, направленный на исцеление, на разрешение проблемы, на достижение цели, когда подбираются нужные слова и создаются определенные ритуалы.
Для того, чтобы составить заговор в форме внушения (самовнушения), в него необходимо включить следующие элементы:
·        Вступления для введения ребенка или взрослого в состояние транса и фиксации внимания на некотором образе:                                                            …На море, на океане, на острове Буяне, там стояла хатка, в той хатке три сестрицы…                                                                                                         …Есть святое океан-море, на том святом океан-море стоит остров, на том острове стоит вечный дуб, у того вечного дуба корни железные, вершина стальная. Дуб тот ветром не согнет, вихрем не сломит…                  …Летит птица за море, бежит зверь за леса, бежит дерево в дерево, мать-земля в мать-землю…                                                                                    …В чистом поле встает утренняя зоря, заходит вечерняя зоря…                  …Встану лицом на восток, спиною – на запад. Посмотрю на восток – летят три голубя, три брата…                                                                            …Месяц ты, месяц, серебряные рожки, золотые твои ножки…
·        Упоминание той силы и обращение к ней, которая будет осуществлять исцеление, разрешение проблемы, достижение цели:                                         …Сойди ты, месяц, сними боль (скорбь, печаль)…                                            …Вы, зори ясные, придите, помогите и исцелите…                                              …Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Помоги, Господи, приди на помощь младенцу (имя)…                                                                                         …Не я взываю, не я выкликаю, не я выговариваю. Вызывает, выкликает, выговаривает Пресвятая Богородица – скорая помощница – своими устами…                                                                                                                      
·        Внушение желаемого с использованием образов:                                                  …как эта ветка по воде уплывает, так и вся болезнь (имя)оставляет…      …куда дым летит, туда этой болезни идти…                                                    …поди, страх, в темные леса, в синие моря, в зыбучие пески…                       …чтобы спал спокойно до утра, чтобы радость в гости зашла, а беда мимо прошла, чтобы рос во сне здоровым, смелым и сильным…
·        Упоминание имени. Обязательно. Имя позволяет индивидуализировать обращение, затронуть самые глубинные слои личности.
·        Внушение на забывание:                                                                                              …которые слова не договорены, которые не поняты, которые позабыты     …слово мое крепко, замком закрыто, песком зарыто…
·        Постгипнотическое внушение:                                                                               …отныне и навсегда…                                                                                          …вовеки веков…                                                                                                          …отныне и до веку…                                                                                                …всем моим словам ключ и замок…                                                                     …ни один ключ мой замок не откроет, водой мое слово не смоет…                   …никто слово мое не перебьет, пока новый гвоздь в мой порог не вобьет…
Если в первой части заговора обращаются за помощью к Господу Богу, в концовке также берут в свидетели силы заговора Господнюю силу:                             …  Во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь, Аминь, Аминь…

Заговор – внушение на спокойный сон.

На море, на океане, на острове Буяне стоит вечный Дуб,
 у того Дуба могучего ветви солнце достают,
корни до самой середины Земли-матушки прорастают.
Дуб тот ветром не согнет, вихрем не сломит…
Охраняет дуб сон … (имя):
чтобы спал спокойно до утра,
чтобы радость в гости зашла, а беда мимо прошла,
чтобы рос во сне здоровым, смелым и сильным.
Которые слова не договорены, которые не поняты,
которые позабыты.
Пусть все мои слова будут сильны, как ветви дуба,
И крепки, как его корни.
Отныне и навсегда.
Да будет так.


Два способа использования «встроенных» сообщений для гиперактивных детей.

Истории с «косвенным воздействием».
Терапевтические метафоры бывают двух видов. К первому типу относятся сказки и истории, несущие прямое указание, что и как делать. Они адресованы сознанию и предлагают понятную стратегию поведения («Котенок Мур-мур», «Догадливый комарик»).
Сказки и истории второго типа содержат в себе «тайное» послание. Гипнотерапевты называют их «косвенным воздействием». Оно не осознается ребенком полностью и позволяет ему слушать сообщения без ответной защиты. Эти истории рассказываются ребенку будто бы случайно, но всегда с привязкой к какому-либо обстоятельству.
Например, работу с гиперактивным ребенком можно начать с истории:
 «Ты говорил, что любишь собак, я тоже их люблю, и мои друзья любят собак. У собаки моих друзей родились щенки. Они еще маленькие, но уже учатся правилам. Они такие подвижные, ни минуты не сидят на месте. Щенки очень активные, но уже знают, где их место для игр, а где для еды и туалета. А еще они становятся такими внимательными, когда с ними разговаривают или когда они что-то увидят. Мне кажется, что их с места нельзя сдвинуть, когда они что-то увидят или услышат. Знаешь, это даже странно, что такие подвижные щенки становятся такими внимательными и сосредоточенными. Даже не знаю, для чего я тебе рассказала про этих щенков. Давай лучше поговорим о…»










1 комментарий: