вторник, 24 мая 2011 г.

Детские и подростковые самоубийства.

        Я человек по натуре живой и жизнеспособный. Трудности порой выбивают из колеи, но всегда находится какой-то выход, пусть и не сразу, но находится.
          Обучаясь работе на телефоне Доверия встретилась с трудной темой - суицид. Мысли о смерти, конечно, приходили мне в голову. Но чаще как факт проживания чьей-то смерти.  Возник вопрос: "Как общаться с человеком, который думает о смерти настолько серьезно, что готов убить себя?"   
          Нам, будущим консультантам на ТД, задали вопрос: "А имеет ли право человек покончить жизнь самоубийством?"   Как бы Вы ответили ?  Если: "ДА", то работать с суицидниками (при дополнительной подготовке) вам можно, в противном случае  - нет.  До сих пор помню сильное по эмоциональному проживанию упражнение "Мои жизненные ценности".  Из упражнения меня "вытаскивала" группа и тренер. Зато прикоснулась к миру потерь и бессилия.  Потом проводила это упражнение с другими, всегда осторожно, но с пониманием, что иначе нельзя работать с людьми, находящимися между жизнью и смертью.
         В моей жизни на ТД состоялись звонки от людей, думающих о смерти. Разными они были, и люди разные, по возрасту, убеждениям, жизненному опыту, психическому здоровью. Иногда это был  разговор о сложностях в жизни, беспросветности, о потере интереса, об усталости и бессилии.  Иногда - подростковая бравада, но за ней стояло непонимание, непринятие мира взрослых. Иногда из разговора просто "торчали уши" психиатрии. Это для меня самый сложный случай: говорить с человеком неадекватным. Всегда трудно понять, с какой частью человека ты говоришь, со здоровой или больной?
          Но особенно мне запомнилась одна из первых  работа "в живую", очное консультирование. Обратилась мама: дочь 16 лет, исключили из средне-специального учебного заведения, ведет замкнутый образ жизни, на вопросы о будущем начала отвечать:"Отстаньте. В конце концов, не будет меня, не будет у вас забот!"   До сих пор хранятся у меня рисунки девушки о   смысле жизни, о прошлом, настоящем и будущем, но рисовали мы потом. А сначала - СКАЗКА на песке. И точно, первые сюжеты говорили  об одиночестве, внутренней пустоте, даже реки текли "в прошлое". Неспешно наполняли мы жизнь на песке сначала красотой природы, а потом человеческим общением, опять же через образы животных. Постепенно оттаивала душа юной особы, через несколько встреч обнаружила она ко мне интерес, жизнь продолжилась в вечерней школе. В завершении работы помню мамины глаза: нежные, лучистые.
              Удача в работе всегда помогает, определяет в какой-то мере будущее. Спасибо этой ВСТРЕЧЕ. Она меня окрылила.
                 Впрочем, лирическое начало придумано, чтобы предварить серьезную тему. Вы найдете материал об экстренной психологической помощи подростку, думающему о суициде здесь.
(для удобного чтения, открыв текст, найдите   внизу строку, нажмите слева "изменить эту страницу")



Комментариев нет:

Отправить комментарий